Пожалуйста, включите поддержку JavaScript!!!

Автор - Вахрушев Анатолий, Екатеринбург

Нургуш 2004 г.

Ура! Дела, заботы и здоровье позволили нам отправиться в это путешествие по Южному Уралу. Цели и задачи: достигнуть, по возможности своим ходом, хребта Нургуш, сделать восхождение на вершину, посетить достопримечательности Национального парка Зюраткуль, перевалить через хребет Большая Сука, потренироваться, проверить снаряжение, полюбоваться природой. Поход предполагался бюджетный, поэтому из города выезжали первой утренней электричкой. Наш велосипедный путь от станции Дружинино в сторону Михайловска. Нас трое Володя Глухов, Танечка Позднякова и я. Велосипеды: «Старт-Шоссе» - Володин, байк неизвестного европейского происхождения – Танечки, гибрид «Трек» - мой.

Да, нас всего трое, хотя небольшое приглашение делал через Василия Клеина. Небольшое, потому, что не люблю отказывать. Думал, будет много желающих. Судя по высказываниям любителей велосипеда в форуме «крути педали», многие уже подошли к такому виду путешествий, многодневным, по грунтовым дорогам с красивыми пейзажами. Но у всех возникает множество вопросов: с кем пойти, куда пойти, по каким картам, как организовать походный быт. Вот научиться решать эти вопросы или без вреда для здоровья узнать о существовании оных, я и приглашал в нашу компанию. Будут желающие в следующий раз, милости просим.

От станции выдвигаемся на трассу в 8-40 и обходной дорогой выезжаем в направлении поселка Нижние Серги. До переезда через железную дорогу проехали 8 километров, хотя по плохой дороге, наверное, было бы вдвое короче, но я для эксперимента поставил передний багажник и взвалил на него Танечки баул. С двумя баулами тяжело с непривычки, руль качает из стороны в сторону, но через десяток километров уверенно еду по обочине, не съезжая с нее. Почти от Дружинино и до Южного выезда из п. Нижние Серги построена новая трасса. Покрытие гладкое, ровное, но для велосипедистов такие трассы тяжелы длинными тягунами и плавными, почти незаметными спусками и грязными большегрузными автомобилями, с плохо отрегулированными двигателями. Мне очень понравилось название реки Крещена недалеко от п. Нижние Сергии, а в 34,5 км реки Каршинная. Дожди поливают нас постоянно. Не успеваешь снять накидку, как дождь снова начинается, так и едем, не снимая накидок. Накидки снаружи мокрые от дождя, а одежда изнутри от пота. Проехав 45 км, останавливаемся на обед, но дождь опять не дает даже разгореться костру. Пришлось срочно закрыть его сначала своим телом, а затем повесить котлы, и уж после этого раздувать огонь. Воду взяли из маленького ручейка, весело сбегающего с небольшой полянки. Сварили супчик и много чаю для дороги. Чай разбавили клюквенным концентратом и медом. Ехать еще далеко, дорога неизвестна, мы здесь еще не ездили. Оказалось, что обедали мы всего в километре от своротки к п. Половинка. Только собрались садиться на велосипеды, как дождь припустил с такой силой, что выходить из-под тента еще минут десять не давал. Но делать нечего, нам еще нужно успеть на вечерний поезд со ст. Михайловский завод, а он нас ждать не станет. Расписание местных поездов может в любой момент смениться на летнее, и тогда теряются сутки на ожидание следующего поезда. Поэтому, дождавшись, когда дождь чуть стихнет, сворачиваем тент и едем дальше. В первый день что-то трудновато катится. Через 20 км после обеда, мы обессиленные падаем на лавку у автобусной остановки на выезде из Михайловска. Местные жители грозят нам еще пятнадцатью километрами и большой горкой впереди. А в той стороне, куда лежит наш путь, повисла огромная грозовая туча. Успеем или не успеем. Танечка закатывает велосипед на гору пешком, а дальше еще один подъем. Туча продолжает висеть «Дамокловым мечом», а ускориться, сил нет. Но на этот раз погода сжалилась над нами, успеваем докатиться до станции, и туча уходит стороной, и до станции оказалось всего 9 км. 22.05.04 г. на спидометре 76,72 км, Тх-5:31:39. Остальные параметры указывать не буду. Под проливным дождем велокомпьютер сначала показал скорость за 800 км/час, как у приличного самолета, а потом прекратил все показания. Не выдержала японская техника Уральской погоды. Через пару километров я догадался снять его с руля и протереть, после чего он снова стал работать. На станции сил спорить с кассиром не было, и вопреки моим правилам и правилам МПС, купил багажные билеты. Вагон сообщением ст. Михайловский завод – ст. Бердяуш всего один, и в нем самолетные кресла. Сложность в том, что по новым правилам, багаж должен умещаться на местах для ручной клади, тогда никакой платы за него не возьмут. Тамбур в таком поезде всего один, так как второй предназначен для курящих. Долго косилась на меня проводница, пока я ей не сказал, что билеты брать не буду, а деньги отдам с учетом провоза багажа. Еще один нюанс современной действительности. Билеты в кассе продают не до Бердяуша, а до станции Движенец, которая находится в тридцати километрах от конечного пункта. Дальнейшая оплата через проводницу. Проехав около трех часов, поезд остановился на плановую семичасовую стоянку в Нязепетровске. Во времена оплеванного социализма ходил один поезд из Чусового в Бакал, и таких стоянок не было. Благодаря такому транспортному сообщению многие дома в проезжаемых деревнях заброшены, а то заброшены и деревни, те, что не заброшены, выглядят так убого, что обидно становится за Россию. Недавно мы вернулись из Башкирии, резкий контраст. За что такое россиянам? Про нас и речи нет, спим как нормальные российские туристы в самолетных сидениях, вот это сервис. Но, мой опыт подсказал более приятное решение этого вопроса. Так как кроме нас в вагоне никого не было, разложил на полу коврик и лег на него в спальнике. Танечка с Володей так и мучились на ужасных сидениях.

Проснулись, перекусили, собрали пожитки, выгрузились, попрощались с проводницей. Выяснили дорогу и покатили. Первые метры в гору, причем очень крутую, другой дороги нет. С горки на горку и так до самой трассы Челябинск – Уфа. Второй перекус перед выездом на трассу. По трассе ехать скучно и опасно. Опять пологие тягуны, пологие спуски и дымящие большегрузные автомобили. Хорошо, что скоро (через 24 км) нам сворачивать на грунтовку, дорога не такая ровная, зато тихая и веселая. Вскоре после своротки на грунтовку нас догнал велосипедист из Сатки. Он выехал налегке покататься. Предупредил нас о наличии клещей, рассказал о том, что гоняет по этой дороге через перевал до реки Березяк. Знакомые для нас места, пять лет назад весной мы ездили по этой же дороге на эту реку сплавляться. Сам он, говорит, что доезжает до самой реки, не слезая с велосипеда. А я вспоминаю, как нас везли по этой дороге после Сибирки, и мурашки бегут по телу. Поднимаясь на хребет Нургуш, «Урал» скрипел, стонал, гудел как самолет на взлете и ехал по дороге, которую и дорогой то назвать можно было с бесконечно большой натяжкой, просто просветы между деревьями. Ну да ладно приедем, разберемся.

По планам нашего штурмана мы должны заехать на какой-то карьер с зеленой водой. И действительно, свернув по дороге на озеро Зюраткуль, затащив велосипеды на очередную горку, увидели огромный глиняный карьер в стороне от дороги. Ну, просто удручающее зрелище! Что здесь нашел красивого Володя, не знаю. Только в десятках километров вокруг панорама красивых хребтов. Танечка, как увидела это душераздирающее зрелище, слезы брызнули из ее глаз. У меня тоже не было никакого желания постоянно видеть вывернутую десятки лет назад глину, до сих пор не заросшую ни травой, ни кустарником. Да и вода, хоть и чистая, но настораживающе зеленого цвета. Мы имели неосторожность съехать в карьер на велосипедах, таскание нагруженных велосипедов по сырой глине в поисках подходящего места для стоянки выбило из нас последние силы, обед был перенесен на ужин еще в поезде. Вылезли из карьера на трясущихся ногах, силы на исходе, какое-то чувство гонит нас от этого места. Но больше я доверяю Танечкиному чувству, значит, нас впереди ждет что-то намного приятнее, только хватило бы у нее сил доехать до этого приятного места. Толи место так давило на нас или другое что-то, но выехали на дорогу, ведущую к Сибирке, успокоились, сил как бы прибавилось, даже проехали нужную своротку. Вернулись на дорожку, уходящую влево от дороги. (Она находится в 6 км от Сибирки) Через триста метров открылся небольшой каменистый карьер с мутной водой, далее услышали журчание небольшой речки и по берегам ее увидели множество полян на любой вкус. Выбрали полянку поменьше и поближе к речке, чтобы не портить покосные места. Наконец-то добрались до стоянки, можно отдохнут, пообедать (в 16-30), вымыться, разобраться с продуктами. (23.05.04 г. на компьютере Тх-3:31:00, S-40,48 км, Vср-11,5км/час, Vм-54,1) Нагрели три котла горячей воды и устроили грандиозную помойку наших уставших организмов. Продуктов мы везем всего на три дня, но впереди у нас только Сибирка, остальные поселки, за пределами маршрута, но при необходимости мы всегда сможем сократить маршрут. Для питья в дороге мы везем 1,5 литра клюквенного концентрата – протертой клюквы с сахаром. Разбавляем чуть остывший чай до приятной для питья кондиции концентратом. Всего получается около 4,5 литра напитка.

Палатка наша рассчитана на одного человека для комфортного проживания, но мы люди неприхотливые, можно даже на спинке спать, потолок слегка ложится на крайних, зато она быстро устанавливается и весит всего 2 кг. Наутро решаем не спешить, выспаться за трудную ночь в поезде, поэтому встали в 10-00, позавтракали (?) в 12-30, отправились в путь в 13-30. А в Сибирке на въезде в поселок нас уже поджидает егерь. Уже известно, сколько нас, на чем, и где мы ночевали. Отпираться не стали, заплатили за два дня присутствия в пределах национального парка по 30-00 руб. на каждого. Магазин в поселке есть, но продавщица на посадке картофеля и сегодня ее не будет, а картошки может предложить Леонид Прокопьевич, так зовут егеря. Он предлагает посетить местные достопримечательности и даже приглашает переночевать в избушке на Калагазе. Покупаем немного картофеля и едем дальше через поселок, почти все встречные спрашивают, имеем ли мы билеты. Прокопыч рассказал про шустрых туристов, продавших свои ненужные уже билеты встречной группе, но, судя по тому, как вычислили нас, такие номера здесь не проходят, лучше и не пробовать. Дорога после моста через р. Малую Сатку резко меняется в худшую сторону, но ехать можно, мы даже кроссовки на сапоги не меняем пока. Постепенно забираемся на хребет Москаль, а точнее на отрог горы Большая Казагаза. Наибольшая грязь и большие лужи в самой верхней части дороги, но лужи объехать или проехать по ним, не очень замочив кроссовки возможно. Лишь подъехав к развилке дороги, решаем на всякий случай надеть сапоги. Дорога спускается в низину, это долина реки Большая Калагаза, одна дорога идет вниз по течению, а другая вверх. Мы хотим посетить «Кипящий Ключ», значит нам вверх, налево. Мне нравится на скорости решать вопрос, проеду ли через лужу или придется мочить ноги. В каком месте заехать в нее, и в каком выехать, чтобы не попасть в слишком глубокое место или не упереться в подводные камни и не свалиться с двумя то баулами. Постепенно начинаешь чувствовать рельеф дороги и престаешь тормозить в раздумье, а гонишь, не снижая скорости. Танечка, глядя на меня, слышу, с шумом врезается на скорости в очередную лужи, а то поначалу переводила велосипед по обочине. Водные преграды разнообразят дорогу, не заметили, как доехали до моста через речку. «Кипящий Ключ» находится перед мостом на поляне, рядом с беседкой. Сделан небольшой сруб и небольшая крыша пристроена к нему. Очень цивильное место. Со дна колодца действительно поднимаются пузыри, как в кипящей кастрюле. Запаха никакого нет у выходящего газа. Температура воды такая же, как и в протекающей в пятнадцати метрах реки. Посидели в беседке перекусили. Теперь через реку и наверх на перевал, на хребет Нургуш. Нужно набрать 200 м высоты на 8 километров пути. В седле, да с грузом, этого не сделать, придется идти пешком и толкать велосипед. Пройдя пару километров, с ужасом замечаю, что на руле отсутствует компьютер. Очень жалко – подарок друзей. Сбрасываю баулы и мчусь назад, рассматривая дорогу и вспоминая, где я его видел в последний раз. По моим подсчетам получалось ехать не менее 6 километров. Доехал до того места, где мы надевали сапоги, но не нашел. Сегодня целый день поливали кратковременные дожди и камни на дороге от дождя такие же черные, как и корпус компьютера. Мог и не заметить. Пора возвращаться, если сегодня не заберемся на перевал, то можем потерять целый день, а это для меня хуже потери дорогой для меня вещи. Чем ближе подъезжал к Володе с Танечкой, тем больше было уверенности, что завтра мы его найдем. Володя обшарил все ближайшие лужи, пока меня не было, Танечка отдохнула. Можно толкать велики дальше. Вот и дотолкали, почти на перевал, чем выше, тем меньше удобных мест для установки лагеря. Остановились в раздумье – ставить лагерь здесь у дороги или пройти еще дальше? Идем на разведку без велосипедов – пусть Танечка немного отдохнет. Через 800 метров увидели плакат с запретом находиться в зоне покоя без сопровождения проводника, чуть дальше стела из нескольких вертикальных бревен и беседка для туристов, но вокруг такой мусор, глаза бы не смотрели. В этом месте пересечение двух дорог, основная уходит вверх и влево, а заросшая чуть вниз и вправо. На последней и нашли хорошую площадку для лагеря. Наше место не видно с основной дороги и чисто. Теперь о качестве дороги. Да действительно по ней можно ехать, не слезая с велосипеда, но без груза. Есть крутые участки, участки с лужами, иногда по дороге протекает река с каменистыми берегами, но нет грязи. Поиски ключа, потом компьютера, и, наконец, хорошего места для стоянки привело к тому, что в 24-00 часа мы еще не угомонились, а завтра вставать до 6-00 и идти на вершину. В этот день 24.05.04 г. прошли S-20 км. Восхождение 10 км.

После пропажи компьютера, часы остались только у Володи, поэтому будить всех я начал в 4-30, а встали мы в 5-30. Ужин Танечка сварила с таким расчетом, чтобы утром ничего не варить, а лишь разогреть вчерашнюю картошку с тушенкой – это позволяет значительно сократить утренние сборы. В 6-50 мы с Володей уже в пути, а Танечка отдыхает и набирает силы. Пройдя по дороге около километра, замечаем маркированную тропу на вершину, по ней местами текут ручьи, сапоги позволяют идти без выбора обходных путей по траве и кустам. В 8-30 мы уже на ближайшей вершине, с нее хорошо просматривается беседка, но не виден наш лагерь, спрятанный в кустах. Настоящая вершина далеко в стороне, тропу мы потеряли в каменных россыпях и свернули по камням прямо наверх. Поэтому мы и оставили Танечку, без нее мы лихо прем по любым тропам и без них, не теряя скорости. Осмотревшись, замечаем далеко внизу потерянную тропу, траверсируем по каменным россыпям на нее и продолжаем восхождение. В 9-40 снимаем записку, оставляем свою, пьем чай и на спуск по тропе. Погода стоит солнечная и безветренная, только дымка вдали не позволяет делать более качественные снимки. Тропа очень скучная и нудная, но никому не рекомендуем ходить нашим путем без тропы – это опасно. Наш опыт позволяет проводить такие прогулки, и еще, мы получаем удовольствие от этого, как от сплава по неизвестной реке.

Спустились в лагерь. Танечка уже постиралась, прибралась в соседнем лагере и ждет нас. Обедаем, собираемся, и вниз. Катиться вниз с баулами совсем не просто, хоть не приходится крутить педали, зато тормоза давить руки устают изрядно, приходится постоянно следить за переключателем и системой, чтобы не биться ими о камни. За один прием скатиться до Калагазы не удается. Со второго раза доезжаем до моста. Тщательно осматриваю его настил, под настилом и в воде. Дальше дорога идет в гору еду медленно, осматривая всю ширину дороги и вдруг, на фоне высохших и поблекших камней, на обочине четко видно, перевернутый задней стороной, лежит велокомпьютер. Радости моей нет предела. А ведь вчера смотрел здесь, не менее внимательно, на фоне черных мокрых камней трудно было увидеть черный же корпус компьютера. Ребята радуются вместе со мной. Подарок то от них был на день рождения. Дальше нам ехать до беседки в районе развилки дорог. Наша дорога поведет опять к местной достопримечательности «Фонтану». Танечка освоилась с дорогой и катит впереди, успевая до начала дождя заскочить под беседку вместе с велосипедом. Прячемся от дождя в беседке, заодно и перекусим перед неизвестной дорогой к «Фонтану». А дорога сырая не только от дождя. Ехать становится труднее, дорога здесь мало посещается, и заросла травой и кустами, попадаются лужи и ручьи. Скорость падает, не смотря на то, что спускаемся к реке Малая Сатка. У «Фонтана» дождь снова загоняет нас в беседку. Фонтан бьет на высоту 5 – 7 метров. Пора искать место для стоянки. Наш выбор пал на полянку на берегу реки. Вокруг изобилие черемши, цветов и воды. Танечка набрала большой пучок черемши и нашинковала очень вкусный салат с майонезом, который мы тут же стали намазывать на куски хлеба и закусывать клюквенную настойку домашнего приготовления. Для нас с Володей выдался трудный день, да и Нюсе хватило под завязку, особенно по сырой дороге до «Фонтана». Над хребтом Большая Сука, до которого километра три, грохочет гроза. Скоро и нам достанется, но нам она не страшна, тент уже натянут, палатка стоит, вещи упакованы. После дождя Володя устроил заплыв в реке шириной три метра и глубиной по колено. 25.05.04 г. S-19 км.

Поднял товарищей в 8-30. Собирались очень тихо, сушили вещи, поэтому вышли лишь в 11-55, а надо бы выйти до наступления жары. Дорога сначала шла по руслу ручья, иногда это легче, чем тащиться по траве. Через пару километров ручьев не стало, но уклон возрос, идти стало тяжелее, да еще солнце припекает. У самого подножья хребта дорога поворачивает круто вправо, уклон еще больше возрастает. Вошли на перевал в 14-20, отдышались немного и стали искать место для установки лагеря. Так как планировалось стоять на этом месте подольше, то место выбиралось не просто удобное, а очень удобное. Чтобы и вид со стоянки был очень красивым, само место стоянки тоже было красивым, дров в достатке, от воды недалеко, ветер не очень сильно сдувал палатку, и от палящего солнца было, где спрятаться. И такое место мы вскоре нашли, недалеко от дороги через перевал. Пойдешь за дровами, поднимешься на камушки и перед тобой хребет Нургуш, гора Уван, гора Калагаза, хребет Москаль, хребет Зюраткуль. Оставили вещи под елками, и пошли все на восхождение на ближайшие скалы. Подход к скалам осложнен наличием каменных осыпей, а далее вообще пришлось применять приемы скалолазания, зато перед нами открылась панорама окрестных хребтов и вершин. Свежий ветер не дает расслабиться на вершине скал и очень свежо, без куртки долго здесь не просидишь. После восхождения, ставим лагерь, ходим за водой, пилим дрова, ремонтируем велосипеды, а в промежутках любуемся окружающей нас красотой. 26.05.04 г. S-3,99 км, Vср-4,1 км/час, Vм-15,7, Тх-0:57:21.

Велосипеды будут отдыхать целый день в тени елочек, а мы с Володей пойдем на восхождение на высшую точку хребта Большая Сука. Сначала возвращаемся по дороге, ведущей на перевал, а затем идем вдоль хребта на Юго-запад по старой, заброшенной дороге. Часто виднеются следы человеческой деятельности – части машин, брошенные металлические печи. Мы пытаемся встретить тропу, ведущую на вершину, но не найдя ее, почти обходим хребет с юга. Не найдя тропы, лезем по камням на ближайшую вершину 1168 м. Наверху осмотрелись, выбрали свой путь восхождения на основную вершину, по уточненным картам ее высота 1194 м. Спустились в лес, обошли каменистые участки, и полезли на основной хребет в самой пологой его части по каменистым осыпям с камнями по 2-3 метра в поперечнике. На подходе к вершине обнаружили предвершинное плато с тундровой растительностью, окаймленное скалами почти со всех сторон. На вершине сняли записку туристов из Уфы, оставили свою. Возвращаемся в лагерь траверсом всего хребта по верхней его части, по каменным осыпям, не спускаясь в лес. Вернулись с вершины за один час. В этот день 27.05.04 г. мы прошли не менее 15 км.

Сегодня мы прощаемся с прекрасными местами и выезжаем домой. За час мы спустились в Катавку по отвратительной и грязной дороге. Катили велосипеды почти до самого поселка, еле отмыли их потом в ручье у поселка. Далее по асфальтированной дороге да Сулеи. 28.05.04 г. Тх-3:39:13, S-51,51 км, V-67,8 км/час, Vср-14,1 км/час. В сулею прибыли в 19-19.