Пожалуйста, включите поддержку JavaScript!!!
РЕКА СЕРГА, 1981 ГОД. МОЙ ПЕРВЫЙ МОКРЫЙ ПОХОД

Автор – Кузнецова Светлана

Это было слишком давно. Был жив еще Л.И.Брежнев, а мне было 14 лет. Надвигался 9-й класс, но думать об это как-то не хотелось, хотелось в поход. Наша дружная, но слегка дурная компания в 22 человека посовещалась и решила: а не прокатить ли девчонок по речке Серге? Для этого надо было всего-то: найти 6 резиновых лодок; 6 пар весел; заготовить харча на неделю; отпроситься у родителей на дачу к родственникам (друзьям, соседям, знакомым, незнакомым и т.д.). Выполнить эту задачу смогли не все, поэтому в поход отправилось только 12 человек. Надо заметить, что были мы все разного возраста, разного туропыта, из разных школ и даже ходили в разные кружки. Познакомил нас в свое время Дворец Пионеров, под эгидой которого тогда существовала Малая Академия Наук (МАН). С тех пор МАН сменил много «крыш», но, вроде жив до сих пор. МАН устраивал в зимние и летние каникулы Школы, где днем мы слушали умные лекции научных сотрудников, умничали сами, а ночью пели под гитару и бесились под руководством этих же веселых сотрудников. Посему дети мы были необычные, «дурные», некоторые потом даже выходили замуж за этих научных сотрудников. Но это к слову.

Это был мой первый водный поход, как это происходит – я видела только по телевизору. Ума все-таки хватило запаковать вещи в полиэтиленовые мешки и взять тент. На вопрос мамы, зачем я так все пакую, уезжаю на неделю в Коуровку, я ответила, что так велела куратор, ночью на обсерватории сыро. Тент очень пригодился, а вот мешки одежду не спасли, но об это позже.

Итак, раздобыв 4 лодки и 2 пары весел, заготовив еды на месяц минимум и отпросившись в разные стороны, мы двинули к реке. Из 4-х резиновых лодок одна была дырявой, для нее был взят насосик «лягушка» от резинового матраса. Недостающие весла были организованы тут же на станции из найденных на свалке дощечек и деревянной лопаты-веялки. Доукомплектовавшись таким вот образом, мы пошли вдоль реки в поисках места для начала сплава. На берегу деревни нашим ребятам почему-то не понравилось. Не понравилось и за деревней. Мы шли по шпалам (а не по берегу), а шпалы эти вместе с рельсами поднимались все выше и выше в гору. Затем ж/д начала вихлять, затем прерываться, а заканчивалось все ЭТО высоко над рекой обрывом. До сих пор не могу понять, зачем все ЭТО строилось и что за землетрясение ЭТО все погнуло и искорежило. Просто сцена из «Сталкера» ! Не знаю, до сих пор ли ЭТО там находится, но мы такую ж/д старательно обхихикали и быстренько спустились к реке обратно. Уже надувая резиновые лодки, мы выяснили, что почти никто из нас на них не плавал. Грести умели два человека: хозяин одной из лодок Рамиль и школьный товарищ Иринки (не помню имя). Причем самым опытным оказался именно этот школьный товарищ, он положил на дно лодки надувной матрас и смастерил из рюкзаков и полиэтилена прекрасные сидения. Так Иринка и плыла всю дорогу как королева, восседая на рюкзачно-полиэтиленовом кресле и теплоизолируясь от холодной воды матрасом. Мы окрестили эту лодку «Пароход». Она оказалось непотопляема, прекрасно проходила все мели и перекаты и служила лицом нашего похода в глазах местных жителей. Другие устроились не так комфортно. На остальных нормальных лодках пришлось плыть по четверо, а на дырявой - вдвоем. Кому досталась дырявая лодка – угадайте с трех раз. Вторым пассажиром на ней кроме меня как самой тощей был миниатюрный и тихий мальчик Сеня. Он взял лопату-веялку и стал грести на манер индейцев голливудских вестернов. Я же взяла в руки насос «лягушку» и весь поход (весь поход!) непрерывно (непрерывно!) качала, иначе мы просто тонули на месте. К концу недели я имела шикарные бицепсы, а Сеня – занозы в ладонях.

Вся наша процессия представляла комичное зрелище: впереди ровно и быстро плыл «Пароход», выискивая места для стоянок, затем плыли две «вальсирующие» лодки, замыкала строй смесь лодки и каноэ, управляемая лопатой. Народ на берегу балдел, мы в лодках ржали.

Целью нашего веселого похода было не только «прокатить девчонок», но и посетить в меру грязи все пещеры на Серге. Пещер и пещерок нашлось немало. Первая – это, конечно же, «Дружба». На меня она произвела неизгладимое впечатление. До сих пор помню, как я осторожно, шаг за шагом, захожу в нее. Огромный свод, температура падает с каждым шагом градусов на пять и грязь. Грязь повсюду! Из экипировки – шапочки с велосипедными фарами, старый свитер и болоньевые штаны. В некоторых местах пещеры приходилось ползти на пузе, штаны оставались где-то позади в глине, а на голый живот что-то налипало, холодило и царапало. Вылезли мы обратно через маленькую дырку на другой стороне горы. Я была в шоке. Долго мылись в холодной воде. Долго сохли.

С большим трудом мы отыскали пещеру «Аракаевскую». С реки ее не видно, да и с горы тоже. Вход в нее где-то посередине. Мне она показалась уже не такой грязной, но руки и живот были уже исцарапаны, на голове возникли шишки. А, не беда, где наша не пропадала! Долго мылись. Долго сохли. Когда через несколько лет я побывала в «Аракаевской» зимой, я больше оценила ее. Над входом свисает занавесь из снега и инея, внутри все покрыто льдом. Вокруг сталактиты и сталагмиты, с потолка свисает бахрома из кристалликов. Просто сказка!

Наши ползанья по пещерной глине прерывались вальсированием по реке и ночевками в самых неподходящих местах. Мы могли остановиться на галечном берегу без воды и дров или где-нибудь на склоне в кустах. Места определялись просто: вперед высылался «Пароход», там, где мы его догоняли в сумерках, и было место ночевки. Никаких «пенок» еще в помине не было, лучшее, что под нами лежало – это нарезанные прутья ивы или мокрый лапник. А на дворе стоял малоснежный уральский август…

Одна из таких бредовых стоянок произошла у костра рыбаков. Мы плыли и плыли, а вокруг ничего подходящего для ночлега. Вот уже и полночь, на берегу ничего не видно, на воде тоже. Где же наш «Пароход»? А кушать-то как хочется! Вот тут и произошла с нашей дырявой лодкой неприятность. На очередном повороте извилистой Серги мы с лодкой со всего маху влетели в поваленное дерево. Дерево перегораживало треть реки, с другой стороны была длинная галечная отмель. Сеня вышел из лодки и повел ее на веревочке, а чтобы не сесть на мель и не продрать и без того худую лодку, мы взяли левее и… Сидеть в ветках дерева было неудобно, они кололись, а бурный поток под лодкой загонял меня все глубже и глубже. Веревка оборвалась и уплыла. Бедный Сеня молча стоял по колено в воде и думал. Так прошло минут десять. Мне это начало надоедать, ждать милости от природы не приходилось и я решила рискнуть. Засучив брюки до колен, я решила сама вылезать из лодки. На краю мозга мелькнула мысль о новеньких часиках на руке. Итак, я спустила ножку и… погрузилась по шею! Вместе с лодкой. Сеня замер. Я молча нырнула и, перебирая по дну руками и ногами, вылезла на мель. Сеня подумал и молча нырнул за лодкой. Когда все это закончилось, мы, загибаясь от смеха, выжимали сначала наши вещи (о, эти полиэтиленовые мешки!), потом наши рюкзаки. Наш гогот разносился вверх и вниз по течению, на него подоспела последняя лодка с Кириллом и Рамилем. Кирилл спросил, не нужна ли помощь и который час. Мы ответили, что часы накрылись, а нам уже ничего не поможет и продолжали истерически хохотать. Своих мы нагнали уже в 3-м ч ночи. Плыть пришлось в полной темноте в купальнике и плавках, воздух был примерно 5 градусов плюс ветер. Когда на берегу нас выловили полупьяные рыбаки, нам уже было все равно. На меня накинули пиджак и надели сапоги 45 размера. Идти в этих сапогах было невозможно, я с трудом прошаркала к костру, где увидела всю нашу честную компанию. Сене дали флягу с водкой, а мне миску с ухой, куда эту водку тоже плеснули. Я зачерпнула ложку и получила полный рот костей пополам с огнем! Надо было срочно глотать либо срочно выплевывать. Что я сделала – не помню, по-моему, и то и другое. Растирая по щекам слезы от водки, я давилась этой ухой, но мужественно ела, а народ вокруг сочувствовал и давал советы.

Болеть было некогда, поэтому на следующий день мы снова лезли в какие-то пещеры, царапали животы и набивали шишки, видимо, впрок. Пещер на Серге оказалось предостаточно. Я помню лишь, что в одной из них я смогла перевернуться на спину и увидела прямо над головой купола, как в соборе. Маленькие такие куполочки, но очень аккуратные и чистые.

Еще одной достопримечательностью того похода была еда под названием «кондера». Кто ходит часто в походы, вероятно, о ней знает. Напомню: в большое ведро сваливается все, что есть съестного без разбора (лапша, крупа, рыба, мясо, картошка и т.д.), заливается водой и на костер. Если поварешка в этой смеси уже стоит не падая, значит еда готова. Вкус – специфический! Очень сытно! Дома делать не рекомендуется! Одного такого ведра хватало насытить 12 голодных оглаедов примерно на 12 часов. Кстати, прекрасный рецепт для питания на веломарафонах, надо только убрать мясо и рыбу и добавить банан.

К концу нашего сплава мы чувствовали себя настоящими профи. Лодки уже так не крутились вокруг своей оси, старшие ребята отрастили недельные бородки и солидно беседовали друг с другом на туристические темы. Как я уже писала, турподготовка была у нас разная. Кирилл, например, вообще в первый раз вылез из города. Умный, но очень болезненный 15-летний парень кроме ЦПКиО природы не видел! Поэтому он забыл взять в поход кружку, миску и ложку, зато взял щетку для чистки одежды. Представляю, что он наговорил своей маме, упаковывая в мешки кучу сменного белья!

После похода вся грязная одежда была честно спрятана у подруги, а потом через неделю выстирана у нее в гостях. На «резинках» мы больше не ходили ввиду их тяжести и текучести, но Сергу потом посещали неоднократно.

Наши дети такими авантюрами, к сожалению, не занимаются. Они целыми днями посещают всякие школы и просиживают у компьютеров штаны до дыр. Оторвать их от компа можно только дружественным пинком. Мы с мужем пытались водить класс сына в походы, но с каждым годом это становилось делать все трудней и трудней. Подростки предпочитают Интернет-клубы и валяние на песке Анталии. Жаль! Для них мы уже серьезные дяди и тети, с нами толком не потусуешься. Помните ли вы нас, наши кураторы? Ага, еще бы! А наши старенькие родители, вы знаете о всех наших похождениях? И слава Богу! Мы иногда собираемся в большой квартире сотрудника ФСБ (не скажу кого) и завуча гимназии Гали, но вот так - не зная куда черт знает на чем – уже никак...