Пожалуйста, включите поддержку JavaScript!!!
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «ТАГАНАЙ», 2001 год

Авторы - Елена Ивонина, Алексей Кузнецов, Светлана Кузнецова, Екатеринбург

Путевые заметки туристов-водников, решивших посетить горы

Состав группы: бывший астроном, его сын, дети их компьютерных клиентов и друзья этих детей (8 человек на 1,5 крутые палатки)

1-й день (1 июня)

Лена Ивонина (официальный « лето писец»)
В 8.00 мы приехали в некий незаурядный город Златоуст. От вокзала на трамвае №3 мы доехали до окраины, и тут-то перед нами открылся замечательный вид. Как вы уже, наверное, догадались, это были ГОРЫ! Горы, как в сказке, все были в облаках, словно укрылись пелериной. Облака на небе все были совершенно разные: где-то они были угрожающими, низко нависающими над нами темно-фиолетового и синего цвета, местами с желтоватым оттенком. Но в другом месте неба было еще светлым и облака напоминали легкий дымок.
Вдруг начал капать дождик. Сначала он был очень маленьким, но потом он стал усиливаться. Мы дошли до парка «Таганай», купили билеты и пошли дальше. А дождь все идет. Через час такого дождя мы с ужасом обнаружили, что наши непромокаемые вещи, оказывается, промокают! И мы постепенно стали замерзать. Когда мы дошли до родника «Белый ключ», мы уже были насквозь мокрые. После небольшого перекуса и переодевания мы нашли миленькую полянку, поставили палатки и дождик кончился. Было уже около 15.00. Посушившись, у нас еще были силы, мы решили подняться на «Двуглавую сопку» (как раз её то и было видно из города). Поднимались мы конечно медленно, так как любовались открывшимся видом и разнообразными горными породами. Тут были авантюрин, кварц, еще какой-то розовый камень, который, по словам нашего бывшего учителя географии, благоприятно действует на здоровье. Поднимались около часа, но зато когда поднялись… Это было brilliantly!!! Самое интересное, что я для себя открыла – это так называемую каменную реку. Это как бы река, но без воды, а из камней. И проходит она посередине леса и вовсе не связана с горами. Как сказал Дядя Леша, каменные реки у нас на Урале самые длинные. Так же с вершины Двуглавой сопки мы увидели предстоящую нам гору «Круглицу» (самую высокую на Таганае) и гору «Откликной гребень».
Я облазила почти все возможные вершины Сопки. Много нафотографировали. Вид отсюда, сверху, просто неописуемый из-за красоты! Видно город Златоуст, озеро, вокруг которого он расположен. Озеро напоминает серебряное блюдце, отражающее небо с облаками. Видно лес, как будто расстелили бархат. И, конечно же, видно много-много гор самых разнообразных: острых и пологих, каменных и лесных.

ДЛ (Дядя Леша) (заметки « руко водителя»)
Проехали на трамвае №3 две остановки, метров 400, - могли бы и пешком пройти.
Конец города Златоуста – начало дождя.
Добрые лесники, всего по 8 руб. в день с носа, и проливной дождь.
По лесу идем мы, дождь и толпы туристов. И почему-то все навстречу нам.
Брод через р. Тесьму: кто по деревьям, как обезьяны, кто по камням, как лягушки. Идет дождь.
Вместе с МВ (мальчиком Васей) ушли на разведку. Ходили почти 2 часа. Нашли родник «Белый Ключ». Первая кровавая мозоль. Идет дождь. А девчонки ждали и всех проходящих на помощь звали.
Ура, дошли до стоянки «Белый Ключ». Идет дождь. Привал, передых, переед и, надеялся, пересон. Как бы не так! Дождь кончился. Полезли на «Двуглавую». Забрались. Из последних сил: кто на силе воли, кто из чувства природной вредности, кто на автопилоте, а были и такие кто просто из интереса.
Спустились. Ужин и, наконец, пересон.

Дни похода:

Двуглавая сопка
2 день (2 июня)

Лена И.
Ночью спали хорошо, никто не замерз. Сегодня я предложила сходить на каменную речку и все согласились. Оставив Олю с Васей караулить вещи, остальные пошли. По словам дяди Леши, нам нужно было пройти около 1.5 км.
Сначала мы шли по сухой тропке, потом стали появляться большие камни, а потом уже стал просачиваться ручеек. После получасовой ходьбы мы встретили людей, которые сказали нам , что нужно идти через бурелом. Ну, мы и пошли. Шли довольно долго, да еще и местами попадалось болото. Наконец-то перед нами открылось большое белокаменное пространство. Даже глаза слепило от такой белизны. Мы решили переходить на другой берег этой речки. Такое интересное явление природы эта река. Самыми частыми её обитателями были паучки. На каждом шагу попадались их искрящиеся на солнышке паутинки. Так же мы обнаружили здесь большое количество мха. Столько разновидностей этого тенелюбивого растения я еще нигде не встречала. (Мох – это не растение. ДЛ.)
Нагулявшись по реке, мы вернулись в лагерь в несколько раз быстрее, чем дошли сюда.
Пообедав, решили пойти на Откликной гребень. На этот раз мы оставили в лагере Юлю и Катю.
Шли мы около трех часов и, наконец, открылась высокая отвесная стена. У нас с Олей, конечно же, загорелись глаза и, недолго думая, мы начали штурмовать эту гору. Когда мы долезли до середины, обнаружилось, что дальше лезть уже было невозможно. Поступило предложение обходить гору прямо здесь, посередине. Обходили мы её долго-долго. За это время уже прошел два раза дождь. От него мы укрывались в небольшой пещерке. Это было самое красивое на этой горе: мы сидели в облаках и ничего вокруг не было видно. Правда, было очень холодно и мокро. Сегодня у нас была фраза дня: «Подождём под дождём». Но потом выглянуло солнышко и мы наблюдали, как над нами, на уровне наших голов, с огромной скоростью проносились облака. Еще было красиво наблюдать, как эта темно-синяя туча уходила от нас и надвигалась на Златоуст. Ну да ладно. А мы всё обходили и обходили эту «горку». Впереди уже виднелся горизонт, но как только мы до него дошли, перед нами открылась грустная картина. («Дохождение до горизонта» было самым большим нашим достижением за весь поход. ДЛ) Выяснилось, что нам идти ещё в три раза больше, чем мы уже прошли. Но мы все уже устали и потихоньку надвигался голод. Когда мы перевалили через гору Дядя Леша сказал, что до тропинки, ведущей в лагерь, осталось 300 метров. И я стала считать шаги. В двух моих шагах – 1 м. Когда мы вышли на тропу, оказалось, что Дядя Леша ошибся на 20 моих шагов!
В конце концов, мы выдержали это испытание и, наконец-то, впереди уже виднелись наши палатки. В лагерь мы вернулись вместо 21.00 в 22.30.
P.S. В этот день мы начали играть в некие психологические игры. Наша задача состояла в том, чтобы каждый играл какую-то роль. Юля у нас была королевой, Оля – хвалителем, Денис – ругателем, а мне досталась самая сложная роль – роль немого. Я с трудом её выдержала, но всё равно когда мы пришли на Откликной гребень, я уже была не в силах молчать.

ДЛ
Какой-то подозрительный хмырь бродит между лагерями. Договорился с соседями о взаимопомощи. Оставляем сторожей-охранников нашего имущества – Васю и Олю – и идем на «каменную реку».
По руслу совсем даже не высохшего, а очень даже наоборот, ручья, в кедах и кроссовках топаем вниз с горы к «каменной реке». Сыро, однако. Почему все встречные в сапогах?
Свернули с тропинки-ручья на юг и напрямую через лес, точнее через болото в лесу, движемся к нашей цели. Очень-очень сыро. Странно, но мы почти сухие.
Вышли на «каменную реку». Ва-а-ах! Красота! Ослепительно белый на солнце кварцит, цветные лишайники, мох, блестящая паутина….
Смелые (и умные тоже) герои всегда идут в обход. Обошли болото в лесу по «каменной реке» и быстро вернулись в лагерь. Где и переели.
Оставили в лагере Катю и Юлю и пошли к Откликному. Встретили собаку и трех лесников с ружьями и одной женщиной. Пообщались. Позже лесники пришли в наш лагерь, а Катя с Юлей не нашли наш «пропуск» на посещение Таганая.
Дошли до Откликного. Здорово, тут лежит снег! Сделали групповую автопортретную скульптуру.
Полезли вверх на вершину. Впереди опять Оля и Лена. Неудачно. Прошли немного на север по склону и начали восхождение.
Дождь. Ветер. Облака. Первое укрытие – пара ниш в скале. Вокруг ЖУТЬ.
Вася увидел солнце. Тучи ушли в направлении нашего лагеря – привет Кате и Юле. Решаем лезть выше. Лезем тихо и осторожно, скалы мокрые. Находим лед. Порезалась Оля. Стукнулся Денис. Забрались на одну из вершинок (не самую высокую).
Снова пошел дождь. Второе укрытие – маленькая пещерка.
Дождь кончился. «Авторитетно» предложил, высказанную кем-то ранее мысль, возвратиться не старым путем, а обойти Гребень вокруг. (Какая дурость! Сам от себя не ожидал.)
Пожинаем плоды моей «мудрости»: сплошной курумник, местами сильно «гуляющий», и конца ему не видать. Упал. Стукнулись Вася и Леша. Сильно ударила ногу Лена. Идет дождь.
Внизу «что-то блестит» - Лена под гипнозом.
Кончился дождь. Штурмуем перевал. Затем вниз через очень мокрый от дождя лес. Все мокрые по колено. Насквозь. Выходим на тропу. Темнеет, хочется кушать. Вторая кровавая мозоль.
Впереди нас ждет сытный ужин, горячий чай и нагретая постель. Двигаемые этой мечтой, быстро шагаем по тропе. Сумерки. Показалось, что заблудились. Немного возвращаемся – нет, правильно идем. Снова спешим вперед. Оля очень устала.
Эти две… сторожихи… Где ужин? Где чай? Почему постель холодная? Хм-м-м… Они очень веселились! Пока нас не было…
Поужинали и бай-бай.
P.S. Оля ничего не ест. Леша ест все и жжет все, что горит. И, что не горит тоже.

3 день (3 июня)

Лена И.
Не знаю, что и сказать, кроме того, что мы шли, шли и шли. Мы с Юлей обогнали всех и пришли раньше. Нашли стоянку на очень уютной полянке возле Откликного гребня. Ещё мы нашли индейский идол бога ветра и поднялся сильный ветер. Это надолго. Ветер перестал только тогда, когда мы случайно подпалили этого бога ветра.

ДЛ
Ночь была страшной! Кто-то храпел на два голоса, кто-то зубами стучал (Юля), кто-то говорил (Катя), а кто-то всю ночь пытался послать меня в нокаут локтем (Оля). Только Лену было не слышно и не видно. Наверное, тоже, как и я, всю ночь не могла от ужаса уснуть.
Остальные спали до обеда. Почти.
Наши соседи, средняя группа школьников-альпинистов из Тюменской области, тоже уходит на Откликной.
Вышли почти в 12 часов. Соседи уже ушли.
Идем по вчерашней тропе, которая теперь носит название «Никто не хотел умирать». Особенно не хотели это делать ДЛ, Оля, Катя и Денис.
Разделились: Лена и Юля ушли вперед в глубокую разведку, Вася и Леша были связующим звеном между ними и основной группой – ДЛ, Оля, Катя и Денис.
Дорога идет все вверх и вверх. Жрем кислицу и потихоньку «умираем». Говорят, что Надежда умирает последней, надеюсь, она переживет нас не намного.
Ура! Лена и Юля нас встретили и подкормили, а сами помчались дальше, догонять Лешу и Васю.
Нас догнали наши соседи. Где их носило, ведь ушли раньше нас?
Наконец мы дошли, а Вася и Леша уже разбивают лагерь. Классно! Всегда бы так! Правда, лагерь потом пришлось перенести на другое место…
Соседи разбили лагерь ближе к Откликному и сразу полезли на стену. Юле стало завидно. Она уговорила Катю и Лену и, вместе со мной, тоже полезли на стену. Оля похоже надорвалась, а то тоже полезла бы. Там познакомились с пацанами-соседями – мелюзга, лет так 12-14 (а нашим-то уже 13-14!).
Юлька, как будто и не тащила на себе рюкзак с 10 кг., скачет по скалам как коза. Еле успеваю. Залезли на вершину, которую покорили вчера. Затем на другую – повыше.
Девчонки очень устали. Сказал мальчишкам, что остаемся здесь на 2 дня. Вижу, что не довольны, но приняли по-мужски, спокойно, как неизбежность. Вообще, доволен мальчишками.
Поели. Построили планы на 2 дня вперед. Бай-бай.

Снеговик
4 день (4 июня)

Лена И.
Дождь, дождь и еще раз дождь. Дождь шел всю ночь и весь следующий день. Мы сидели в палатке, в палатке ели, играли в карты, разговаривали и еще раз ели. Дождь кончился только к 17 часам. После ужина Оля, Юля и Денис полезли на самую высокую скалу Откликного гребня. Лазили по отвесным скалам, где Юля чуть не упала в обрыв.
Мы с Катей играли в летающую тарелку. К нам в гости приходил интересный дяденька из соседнего лагеря. У нас кипел чай на большом огне около трех часов.
Вечером мы устраивали фейерверк. Еловые ветки, которые мы с Катей стаскали со всего леса, были сырыми. Поэтому сначала было много-много дыма. Огромные клубы дыма разлетались на весь лес. Было очень красиво. Потом, когда ветки просохли, загорелось огромное пламя.

ДЛ
Всю ночь шел дождь. Рано утром проснулся от того, что по голове что-то шлепнуло. На этот раз не Оля локтем, а стенка палатки под сильным порывом ветра. Ветер чуть не выворачивал палатку на изнанку. Пришлось делать дополнительную оттяжку.
Дождь шел почти весь день. Ветер дул по прежнему, не менее 25 м/с – почти шторм.
Спали под мокрое чавканье соседского топора, отдыхали, ели, играли. В 16 с копейками дождь закончился.
Поели. Юля, Оля (очухалась, слава богу) и Денис полезли на Гребень. Катя и Лена бросились вдогонку, но не догнали. Оля+Юля (О-Юля) – гремучая смесь, две горных козы в квадрате. Хорошо, что с ними был Денис, который их сдерживал и страховал.
Они ползали три часа. За это время мы не смогли на сильном огне вскипятить один котелок с водой. Ветер-с!
Ходил к соседям. Поздоровался. С ответным визитом к нам пришел их проводник из Миасса. Съел 2 миски супа с сухарями и сыром и, с Катиной подачи, чуть не съел полкотелка помоев. За едой поговорили о тропах и избушках.
У проходящей мимо парочки узнал об одной «потайной» от лесников стоянке и свежем покойнике.
Вечером Катя и Лена жгли костер – видно было даже в Златоусте. Лесники не сбежались только потому, что были страшно напуганы бьющим выше веток елей пламенем.

5 день (5 июня)

Лена И.
Сегодня Дядя Леша остался в лагере, а все пошли на Круглицу.
Диса рассказал смешной анекдот: «Идет бегемот по лесу, вдруг слышит звуки: “А! О! О-ё-ё-й!”. Заглядывает в кусты, а там лягушки крокодила забивают. “Лягушки, вы чё?” – спросил Бегемот. “Да, мы большеротых забиваем!”. “Ню-ню”». С этого дня у нас была фраза всего похода: «Ню-ню».
Вместо обещанных пяти километров мы шли около двух. Проходили через седловину под названием «Долина сказок». На ней был ужасно сильный ветер и ёлочка, вся в разноцветных ленточках. Но мы даже не подозревали, что нас ждет впереди. Уже на середине Круглицы был такой ветер, что некоторых даже сносило. Перекусив, мы полезли дальше. На вершине нас догнала еще какая-то группа. Их экскурсовод рассказал о том, что отсюда было видно. Во-первых, это был знакомый нам величественный Откликной гребень. Так же видна гора Ицыл, горы Среднего Таганая, гора в виде подводной лодки и виднеющийся за ней Монблан. Видно было города Миасс, Златоуст, Карабаш. Еще было видно такое интересное место как «Медвежий угол». Там водятся медведи и лоси. А в «Рысьем углу» - соответственно рыси.
Когда возвращались с Круглицы, Катя очень удачно села в грязную лужу и практически не запачкалась.
Ночью мы спали все в нашей палатке. Было очень тепло и уютно, правда, некоторые проснулись с фингалами под глазами (ну, не некоторые, не с фингалами и не под глазами… ДЛ)

ДЛ
Ночь – опять один сплошной кошмар. Девочки решили, что мальчикам одним в их палатке одиноко, холодно и скучно, и пригласили их к нам. Селедкам в банке удобнее, чем было нам, потому что они дохлые и им не надо дышать и шевелиться. Хотя отрицать того, что было ТЕПЛО ( и даже слишком) нельзя. Почти не спал. Опять шел дождь и выл ветер.
Встал, как обычно, раньше всех. Соседи снялись и ушли в дождь, помахав мне на прощание руками, пока «мои дети» спали.
Поели.
Плотная туча опустилась на Откликной, а за тем и на нас. Пошел град. Такого крупного я еще не видел – до 7-8 мм в диаметре. Переждали очередной дождик. Разведал немного тропу дальше. Отправил всех на Круглицу по тропе.
Быстро накипятил 12 л. воды, заварил чай, и отправился «тропить сказку» - маршрут-загадку, которую они должны были решить и найти клад: 4 банки сгущенки и письмо. Облазил почти все подножье Откликного, но не успел все закончить – они слишком быстро вернулись. Замерзшие, но довольные. Ладно, в следующий раз устроим поиски клада. Напоил горячим чаем. Достал одну банку сгущенки – обрадовались как дети.
Весь вечер и начало ночи играли в разные игры.
Лена и Катя вновь устроили пожар в джунглях, еще больше чем вчера..
Спать легли заполночь, как обычно.

6 день (6 июня)

Лена И.
Сегодня у нас был такой план:
1. Проснуться пораньше и быстро позавтракать и собраться.
2. За 3 часа перевалить через Средний Таганай.
3. Найти костровище и оставить рюкзаки.
4. Найти избушку охотников и переночевать в ней.
5. А на следующий день слазить на Монблан.
А вместо этого встали мы в 11.00. Поев и собравшись, вышли около 12.00. А дальше мы шли, шли, шли. Прошли мы километров 12-13. Вышли на полянку со стогом сена и поставили палатки. Уже начало темнеть. Поужинав макароны легли спать.

ДЛ
Ночь прошла спокойно. Встал. Вскипятил воду. Поднял ребят. Позавтракали. Быстро собрались и двинулись на Монблан.
Шли через лес без тропы. Довольно трудная дорога: элементы 2-3 категории сложности. Срезали около 3 км дороги по тропе. Ребята шагают бодро. Вышли на нужную нам просеку (ширина всего метра 2-3, с Откликного совершенно не просматривается). Пересекли дорогу, идущую вдоль подножия Среднего Таганая. Начался крутой подъем на северный отрог Среднего Таганая. В лоб не полезли, ушли с просеки и слегка обошли его с севера. Наконец, через 3 с половиной часа после выхода из лагеря, вышли на искомую дорогу и сделали большой привал с перекусом.
Пока они отдыхали и кусали сходил на разведку. Прошел с километр – развилки не нашел.
Пошли вниз по дороге. Периодически останавливаясь и высылая разведку вперед. Темп движения высокий, по-моему, ребята не замечают,как мы проходим один километр за другим. Сегодня уже протопали не менее 10 км.
Нашли развилку. Отправили на разведку Лешу. Он вернулся. Стоянку не нашел. Шагаем дальше.
Если в начале нашего пути по дороге воды не было совсем, теперь она сочится отовсюду: вокруг сплошь заболоченные покосные поляны и ручьи.
Лена устала, готова упасть на любую мокрую кочку. Катя тоже. Мальчишки и Оля держат характер – молодцы. Юля по серединке.
Отправился в последнюю разведку. Чем дальше, тем сырее – вода прямо сочится из земли. Нашел два места для ночевки более-менее сухих. Сквозь лес видел какое-то большое открытое пространство, возможно каменную реку. Завтра выясним. Вернулся. Отправил смотреть их Лену, Катю и Юлю. Они выбрали место около стога прошлогоднего сена. Сделали большие подушки из сена под палатки. Установили их и поужинали уже в сумерках. Думал, все быстро лягут спать. Ха-ха! (3 раза) «Дети» облазили весь стог, а потом мальчишки и Катя с Юлей стали играть в «лабиринт». Спать легли опять за полночь
P.S. или Задним умом. Во-первых, найденная нами развилка была та самая, но до стоянки нужно было пройти около 1 км. в гору. Во-вторых, лучше было вернуться на просеку и идти дальше по ней вверх. Но нашли бы мы там воду или нет?

7 день (7 июня)

Лена И.
Практически всю ночь не спала, так как было очень жарко. Утром, после завтрака решили, что уже не стоит идти на Монблан, а уже пойти в город. По дороге видели глухаря (тетерева, самочку… ДЛ). Такой красивый, серенький. Шли около 2 часов. Иногда попадались ручейки. В одном из таких ручейков мы насобирали гранатов и камней со слюдой.
Из Златоуста на пригородном поезде доехали до Миасса. А оттуда на автобусе доехали до леса. Встретили студента. Он из Екатеринбурга, учится в УрГУ на пятом курсе на биофаке. Он пошел с нами. Шли долго (опять вышли куда-то не туда). Начало темнеть. Я вдруг обнаружила, что потеряла часы и стала считать шаги до предполагаемого места потери. Наконец, нашли довольно ровное место около какой-то дороги. Поставили палатку (только одну), так как для второй не было места. Было уже совсем темно и вышла полная луна. Легли спать.

ДЛ
На сене выспались отлично. Было очень мягко и тепло.
Как обычно, за мной встали Оля и Вася. Пока просыпались остальные, разводили огонь, готовили завтрак и завтракали, пошел на разведку – выяснить, что виднелось сквозь лес и выяснить дальнейший наш путь. Вернулся в 12 часов. За 2 часа обошел почти весь ближний лес (сплошь заболоченный), увидал массу различного зверья и птиц, обошел вокруг загороженного «колючкой» пруда, который я и видел сквозь лес, переправился через р. Б.Тесьма (10 м.). Оказалось, что мы всего в 1,5-2 км от Златоуста, если напрямик.
Позавтракали, быстро собрались и уже в третьем часу были на вокзале. Пригородный поезд ждали больше двух часов, а когда он пришел, то чуть не опоздали на него, потому что и так трудно воспринимаемое название станции назначения этого поезда объявляли на вокзале очень невнятно. Подцепили по дороге земляка студента-биолога. Вышли на конечной №13 автобуса, получили «добрую» подсказку о дороге на оз. Тургояк, и, совершив в сумерках полуторачасовой обход горы,, поставили палатку на обочине дороги между пос. Тургояк и д. Северные Печи, в двадцати минутах от автобусной остановки.
Лена потеряла часы.
Пока ребята ставили палатку и обустраивались, пошел в деревню за водой. Разбудил какого-то доброго мужика, вместе с ним сходили за водой. Он объяснил, что и где находится. Предложил закурить и выпить. Действительно добрый мужик. (ДЛ не курит и не пьет. Лена И.)
Поужинали сухим пайком. Успокоил нашего гостя, которому завтра нужно было быть в 10 утра в институте.
Спать легли в одной палатке, но на этот раз более рационально, так что было почти удобно.

8 день (8 июня)

Лена И.
Утром Дядя Леша ходил провожать студента и нашел мои часы. Узнал, где точно находится озеро. После завтрака мы опять пошли. Шли около часа и вот дошли до озера. Какое оно красивое! Среди гор! В пятистах метрах от нас виднеется гротик. Вдалеке какой-то остров Веры. Это священное место. На нем находится чья-то могилка.
Дядя Леша уехал в город за билетами. После того как поставили палатки, я вдруг обнаружила, что мне под мышку впился клещ. Девчонки сбегали за помощью. Пришел дяденька с тетенькой и с помощью сигаретки вытащил клеща.
Вечером приехал Дядя Леша, и мы пошли купаться. Вода была очень холодная, но нас это не остановило. Накупавшись, мы стали петь песни у костра.

ДЛ
Встали с Алексеем, биологом, в семь. Проводил его до места, где Лена посеяла часы. Минут через 5 нашел их и пошел досыпать.
Пока ребята ходили за водой, готовили завтрак и собирались, пошел на разведку. Это уже становится привычкой. За 15 минут дошел до пос. Тургояк. У старушек выяснил настоящий путь (и не один) на Тургояк. Оказалось, что нам показали правильную дорогу, но забыли сказать, что нужно повернуть в одном месте налево, иначе можно уйти туда куда мы и ушли. Дошел до магазина узнал расписание движения автобуса и самой короткой дорогой дошел до озера – всего 15 минут! Узнал, где можно останавливаться, а где нет. Прошел по берегу пока не нашел подходящее место для стоянки. Зашел на кордон, переговорил о бане и молоке. В 12 вернулся к ребятам.
Собрались и через час были уже на озере. Оставил ребят обустраиваться и поехал покупать билеты домой.
Билеты купил без проблем. Дозвониться ни к себе, ни к Лене домой не смог. Больше часа ждал автобус №13.
Приехал в восьмом часу, привез сосиски, сыр, вафли для Юли (прочитал ее мысли на расстоянии), сок, молоко и еще по мелочи.
Вафли съели, по-моему, даже не распечатывая полиэтиленовый пакет. Затем в девчонках проснулись лягушки, конечно же царевны, и они пошли купаться. Мальчишки не очень хотели, но не ударили в грязь ничем – тоже окунулись. Оля порезала ногу стеклом.
Вечером устроили пир с жаренными сосисками и плавленым на костре сыром. Пели песни.
Перед сном я тоже искупался.
Завтра надо отвезти Лену в город ставить прививку от энцефалита. Угораздило же именно ее, единственную не привитую, подставить себя клещам на пропитание.
Вроде бы шел дождик, но мы уже не замечаем такую мелочь.

Мы
9 день (9 июня)

Лена И.
Мы с Катей (вдвоем) поехали в город, чтобы поставить мне прививку. Все получилось очень удачно. Прививку поставили бесплатно, мы нашли телеграф и позвонили домой. Купили все продукты, которые заказали нам.
Вечером приехали рыбаки, мы у них попросили лодку и накатались вдоволь. Рыбаки стали петь под гитару. А когда совсем стемнело, каждый сделал себе по кораблику (кто из банки, кто из крышки, кто из дерева) и прикрепил к нему по свечке. А потом спустились к воде, зажгли свечки и по озеру Тургояк поплыли восемь красивых корабликов. Свечки горели и кораблики было видно из далека. Было очень красиво, как в сказке. Кораблики плыли очень долго и потихоньку ветер по очереди задувал на них свечки. Дольше всех плыли кораблики Дяди Леши и Ольги.

ДЛ
После завтрака проводил Лену и Катю до автобуса.
Играли в летающую тарелку. Летающая тарелка – это не только игрушка, но и устройство для раздувания костра и сиденье «Сухая попа». Очень удобная штука!
Вроде бы опять моросило немного, уже не помню. Предложил мальчишкам сделать «кораблики удачи» и со свечками запустить их в озеро ночью. Принято!
Приехали Лена и Катя. Съездили удачно.
Мы с Олей пошли купаться. У нее в роду точно или дельфины, или русалки, или лягушки были. Готова плавать целый день. Остальные тоже хотели пойти купаться, но видимо перехотели. Некоторые ребята ходили посмотреть грот.
Приехали рыбаки с резиновой лодкой. Накачали ее ртом! Как смогли.
Лена и Катя авантюристки!..
Девчонки покатались немного на лодке, пока она не стала погружаться в воду под своим и их весом, а по-простому тонуть!
Потом запустили наши кораблики. Получилось просто здорово! Вечером ветер дул от берега и он погнал кораблики к середине озера. Наши корабли плыли и светились, как таинственные огни в ночном море. Это завораживало. Смотрели не только мы, но и все, кто был в это время на берегу озера.

10 день (10 июня)

Лена И.
Утром Дядя Леша устроил следующую шутку: когда мы проснулись, он сказал, что случилось ЧП. Все стали очень волноваться: «Что же случилось?» Когда он нас всех собрал, то показал на кучку морковного цвета рядом с нашей палаткой, прикрытую туалетной бумагой. Дядя Леша стал выяснять: «Кто это сделал?» А мы начали оправдываться со страхом на лице. В конце концов, Дядя Леша подошел к кучке, поднял туалетную бумагу, наклонился, взял пальцем немного, понюхал и сказал: «Диса, это твое!» После этого он подошел к Денису и дал ему слизнуть с пальца немного этой гадости. Нам стало плохо от этого зрелища! Но потом Диса расхохотался. Это оказалась кабачковая икра! Нас заставили всех съесть хоть по ложечке, но только из банки, конечно же. [мой комментарий на этот счет - Алексей Маркс]

Домой! Домой!! ДОМОЙ!!!
А ЖАЛЬ…
ЖАЛЬ, ЧТО ВСЕ УЖЕ КОНЧИЛОСЬ.
И БОЛЬШЕГО ВСЕГО ЖАЛЬ РАССТАВАТЬСЯ …

Алексей Маркс: Шутка с кабачковой икрой является одной из старейших шуток руководителей туристических групп, наряду с чаем, на дне котелка с которым находят носки и стельки. Обычно это выглядит так: руководитель группы убегает вперед, якобы на разведку пути, и выкладывает возле тропы банку кабачковой икры. Когда группа подходит к этой заманчивой кучке, руководитель с криком "Свеженькое! Налетай, подешевело!", вооруженный ложкой наперевес, бросается на эту кучку. С неслабым аппетитом. Реакцию группы легко представить. Особенно бурно реагируют, как правило, представительницы прекрасного пола. Руководитель потом потешается над всеми. И вот однажды произошел следующий случай - какое-то животное действительно наложило кучку, весьма похожую на кабачковую икру. И эта кучка попалась группе первой... Инструктор понял свою ошибку только на второй ложке... Теперь не инструктор потешался над группой, а группа над инструктором - справедливость наконец-то восторжествовала!!!