Пожалуйста, включите поддержку JavaScript!!!

Шунутская плутанида с постоянным минус два.
или
Инструкция о том, как нельзя ходить в поход.

Если вы полагаете, что имеете достаточный опыт, то засуньте его себе…

21 августа 2004года, мы тёплой компанией собрались в двухдневную вело прогулку на гору Шунут. Мы, это: Анатолий Вахрушев, Владимир Глухов, Позднякова Татьяна, Толина дочь – Аня, Алексей Маркс, Светлана Кузнецова – представители славного города Екатеринбург и первоуральцы: Леонид Порлинский и я, Николай Криницын. Из всей нашей компании на Шунуте ни разу не бывали только я и Света. Все остальные истоптали этот район вдоль и поперёк и летом, и зимой. Отдыхающие предвкушали весёлую лёгкую прогулку по знакомому району, непринуждённое дружеское общение и тёплую беседу допоздна у горящего в ночной тишине жаркого костра.

Утром, в 7-20 час на железнодорожном вокзале в городе Ревда произошла наша встреча. Вот отсюда и начались все наши злоключения. Хотя, если честно признаться «Аннушка масло уже пролила» тогда, когда мы все были ещё дома. На вокзале на мой вопрос про карты Толя ответил, что у нас две колоды по 52 листа. Алексей со Светой решили ехать в своём режиме, сообщив нам, что всё необходимое для автономной ночёвки и ремонта у них есть. Я пробовал возражать, но Лёша был непокобелим. Назначили точку встречи и, разделившись на две группы, сели на велосипеды.

Как мы крутили педали рассказывать не интересно, да и нет смысла. Единственное я заметил по дороге, что заднее колесо Таниного велосипеда эллипсит. Я сообщил об этом, но не придал особого значения данному обстоятельству. Колотит колесо, ну и колотит… Может быть ей и колесу так нравится.

Хорошей дороги до Шунута в настоящее время не существует. На автодороге Мариинск – Бардым (на Урале сложно найти что-то более безобразное) проводят соревнования «Урал-трофи» (Это что-то говорит о качестве дорожного полотна!). Другие дороги, это глухо заросшие визирки и тропы, пролегающие по заболоченным поймам множества ручейков и речушек под хребтом. По «автобану» Мариинск – Бардым тащить гружёные велосипеды нам сразу как-то не захотелось, и мы поехали в деревню Красный Яр, откуда есть старая тропа. Подъёхав, и увидав эту тропу, тащить по болоту и кустам свои вело нам захотелось ещё меньше. Толя сообщил нам, что от кого-то слышал, что на Шунут, с западной стороны есть ещё одна дорога, по которой можно ехать. А почему бы и нет! Лучше двадцать километров проехать по дороге, чем восемь километров продираться с гружёными велосипедами сквозь густые заросли кустарника, хлюпая в болоте. Однако, всё получилось как в той притче, про ведьму и монаха, который, выбирая из трёх зол меньшее, выпил вино, после чего зарезал козла, и переспал со старой ведьмой. К вечерней зорьке мы намотали 80 километров, из них: километров двадцать по «улучшенной» российской грунтовке, и восемь километров, по заросшей густыми кустами и травами, визирке.

Народ в те края, как мы успели заметить, не ходит. Грибов в этом году много. Только очень ленивый не набрал ещё полные закрома. Но такого количества этих растений я ещё не видал. Сначала мы искали их и собирали. Потом выбросили собранные, и отобрали только лучшие красноголовики и белые грибы. Потом мы поняли, что всё не довезём даже до стоянки, а уж тем более не съедим. Дальше мы шли и ехали, стараясь объезжать лесных красавцев, а потом уже нарулившись и набегавшись, топтали и давили их колёсами велосипедов.

В сумерках мы поняли, что четыре километра на хребет с велосипедами нам не вползти. Даже пятьдесят граммов этилового допинга никого уже не взбодрили. Стало быть Лёша и Светик остались без праздничного ужина и завтрака. Самым младшим в нашей компании был я, если не считать Аню. Но где находится назначенное место и куда идти я не знал, и может быть, не с первого раза, нашёл бы его даже днём. Посылать кого-либо другого ночью на гору у меня не хватило духа. Филиппыч в первом часу ночи, быстро проглотив ужин, и даже не попив чая, очутился спящим в палатке. Все остальные тоже без говорильни и демагогии предались богатырскому сну.

Утром проснулись поздно. Пока готовился завтрак, собрали лагерь. Позавтракав, оставили в лагере Татьяну и устремились наверх, а вскоре очутились на вершине.

Вот он, счастливый миг воссоединения! Светик весьма эмоционально выразила радость встречи. Лёша был более лаконичный. Он, со свойственной ему деликатностью, сообщил всё, что о нас думает, и мы, пораскинув мозгами, пришли к выводу, что сытый голодному не очень хороший товарищ. Однако спуститься к нашему очагу Алексей отказался, сообщив, что знает более короткий и удобный путь, и нам лучше встретится на развилке дорог.

Едва мы выехали навстречу с нашими друзьями, начали реализовываться «Аннушкины» оплошности. Первой на «пролитом масле поскользнулась» Татьяна. Трамваи там не ходят, поэтому с головой оказалось всё в порядке. Сзади меня что-то громко хлопнуло. «Не сезон для охоты» - подумал я и оглянулся. Заднее колесо Татьяниного велосипеда вдруг обмякло, испустив дух. Чёрный мавр сделал своё дело… Тормозная колодка протёрла покрышку в том месте, где обод максимально приблизился к оси. Толя посмотрел на колесо и сообщил, что это ерунда, дело житейское. Он попросил оставить насос и двигаться до развилки. Мы с Филиппычем поехали дальше, даже не осведомившись, как далеко до этой развилки, и опять наступили на те же грабли, раздробив группу.

Не знаю, как мы проскочили развилку. Где-то в подсознании у меня что-то ёкнуло, но поздно. Мы уже почти решили вернуться назад, но справа появилась большая поляна, а сверху спускалась дорога, уходящая через поляну, в нужном нам направлении. Но тут и мне довелось «поскользнуться на Аннушкином масле». Моё заднее колесо так же, громко хлопнув, испустило дух. Разрыв покрышки и камеры, произошли вследствие моего разгильдяйства и пофигизма. Тормозные колодки, после двух с лишним тысяч километров пробега, износились и стали тереть резину покрышки при торможении, а товарищ ездюк так не удосужился взглянуть на них и отрегулировать.

А сейчас этот «чайник» оказался ещё и без насоса. Пока я занимался возможным в данных условиях ремонтом, Филиппыч сгонял за насосом до развилки (как оказалось три километра), но опоздал. Следы протекторов ясно указывали на то, что группа уже скатилась вниз. Солнце склонилось к закату и спряталось за кронами деревьев. (Всё зависит в доме оном от тебя от самого – хочешь, можешь быть Буденным, хочешь, лошадью его.) Дальше 10 км. мне пришлось нести на себе своего «коня», взвалив на Филиппыча поклажу.

Уже засинели сумерки, когда мы выбрались на шоссе, где нас терпеливо ожидала группа. В отличие от встречи на вершине, Светочка встретила меня (как бы помягче выразиться) уже без эмоционального восторга. Даже Алексей не балагурил, как обычно. В общем-то всё понятно – из-за моего разгильдяйства группа безнадёжно опоздала на последнюю электричку.

Сумерки быстро густели. Если кто и торопился, так это я и Толя, зашивая суровой ниткой дыры на покрышках, пока ещё было видно иголку. Предстояла ещё одна незапланированная голодная ночёвка. Уже в темноте мы оседлали велосипеды и как говорят в дурдоме: «тронулись». Е-буржцам ехать ночью в Ревду на вокзал не было резона. Они решили заночевать на берегу Мариинского водохранилища, а я с Филиппычем продолжил путь в родные пенаты. Мне ещё раз пришлось перебортовать камеру около СУМЗа (отклеилась заплата), и в три часа ночи я грязный, пыльный и потный ввалился домой. Дома меня никто и не ждал. Света позвонила домой и успокоила домочадцев, а они обрадовались, что мы будем отдыхать на лоне природы и почивали ничего подобного не предполагая.

В заключении могу сказать, что совокупность мелких ошибок и упущений послужила поводом нашим злоключениям и следствием написания этого рассказа.

Если вы полагаете, что имеете достаточный опыт, то засуньте его себе… и начинайте всё с самых азов, с ноля! Это позволит (может быть) избежать случившихся с нами элементарных ошибок, а походы будут доставлять радость от встреч и общения с друзьями.

23-08-2004 г.

Рассказ про этот поход Алексея Маркса - здесь.